Инновационный опыт

«Организация сетевого взаимодействия в целях профессионального развития педагогических кадров через деятельность Республиканского инновационного центра»

 

В современном мире сетевое взаимодействие становится все более привлекательной технологией профессионального развития педагогических кадров. Актуальность его использования в системе образования обусловлена потребностью в развитии новых подходов к организации и ресурсному обеспечению образовательных практик. Сетевая организация создает возможности для быстрого обменаинформацией и знаниями, взаимодействия и взаимообогащения сетевых  партнеров. Использование сетевых форм обучения способствует повышению эффективности профессионального развития педагогических кадров, увеличению масштабности распространения инноваций, сокращению материальных затрат.

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели деятельности Республиканского инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях профессионального развития педагогических кадров» под руководством Николаенко Галины Ивановны, проректора по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования», доктора педагогических наук, доцента, Фёдорова Ивана Викторовича, начальника центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования», Мешковской  Ольги Александровны, начальника отдела координации системы повышения квалификации ГУО «Академия последипломного образования», Мацукевич Аллы Васильевны, методиста центра развития дополнительного образования взрослых ГУО «Академия последипломного образования», нами были внедренытехнологии сетевого обучения, основанные на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, апробирована  модель деятельности Республиканского инновационного центра.

 

 

Описание модели деятельности Республиканского инновационного центра

 

 

Для качественной реализации модели деятельности Республиканского инновационного центра важно иметь необходимый ресурс. В учреждении образования имеется актуальный банк наработок, полученных в процессе реализации инновационного проекта «Внедрение модели социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, проживающих в семьях с признаками десоциализации» (2012-2015 гг.).

 

 

Банк наработок, полученных в процессе реализации инновационного проекта «Внедрение модели социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, проживающих в семьях с признаками десоциализации»

 

Изучение состояния рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования республики, проведённое нами в виде социологического опроса с использованием Google-формы, позволило выявить потенциальных сетевых партнёров по нашему направлению деятельности (в опросе приняли участие 723 учреждения образования республики, из них 287 проявили интерес к совместной деятельности). В ходе опроса изучались и предпочитаемые формы обучения. Результаты опроса подтвердили востребованность создания сетевой образовательной среды РИЦ,  дистанционные формы обучения и различные формы обмена опытом выбрали 77,8 % респондентов.

Имеющийся методический ресурс и результаты социологического опроса позволили организовать работу Республиканского инновационного центра по направлению «Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, проживающих в семьях с признаками десоциализации» и эффективно транслировать через различные формы сетевого взаимодействия: мастер-класс, онлайн-консультирование, вебинар и др.

 

 

                                       Трансляция опыта

 

 

Активная трансляция опыта работы по социально-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, проживающих  в  семьях с признаками десоциализации, осуществлялась на всех проводимых мероприятиях Республиканского инновационного центра. Использование сетевого взаимодействия в целях профессионального развития педагогических кадров позволило:

предоставить имеющийся ресурс (материально-технический, информационный, методический) для 7 научно-практических конференций, 38 семинаров различного уровня, 12 практикумов для заместителей директоров по ВР, специалистов СППС, педагогов, выполняющих функции классных руководителей; 8 мастер-классов для студентов и специалистов (252 участников), 8 родительских университетов для законных представителей детей (98 участников), 16 заседаний методических объединений для специалистов СППС (в дистанционной и очной формах, 138 участников);

распространить  информационно-методические материалы имеющегося опыта работы в школе по социально-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, проживающих  в  семьях с признаками десоциализации;

организовать обучение различных категорий педагогических работников по вопросам осуществления социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних,  проживающих в семьях с признаками десоциализации;

создать веб-сайт РИЦ;

предоставить имеющийся ресурс (диагностики, алгоритмы, матрицы и т.д.) заинтересованным педагогам и руководящим работникам;

оказать консалтинговые услуги субъектам образовательных отношений по вопросам внедрения инновационной модели социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, проживающих в семьях с признаками десоциализации.

Наиболее эффективными сетевыми формами взаимодействия стали интерактивный плакат и методический кейс, которые могут быть использованы в своей работе заместителями директора по воспитательной работе, педагогами социальными, педагогами-психологами, педагогами, выполняющими функции классных руководителей.

Методический кейс «Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, проживающих в семьях с признаками десоциализации» представляет собой структурированный цифровой комплекс материалов для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов социальных, педагогов-психологов, который включает нормативные правовые документы, методические рекомендации, диагностический инструментарий и другие полезные материалы, которые помогут педагогам в работе с семьями с признаками десоциализации.

Методический кейс

Интерактивный плакат «Деятельность Республиканского инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях развития профессиональных компетенций руководящих и педагогических кадров»