Кризисных состояний

Перечень нормативных правовых документов, в том числе локальных, методических рекомендаций, регламентирующих организацию работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З "Об оказании психологической помощи"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2011 № 45 "О некоторых вопросах оказания психологической помощи"

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 115/89 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи"

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 ноября 2019 г. № 255-З Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи»

Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 года № 200-З с дополнениями и изменениями от 09.01.2017 года № 18-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Кодекс Республики Беларусь об образовании

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 января 2021 г. № 28 О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2019 года № 7/5/13 "Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних"

Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2017 года № И-10-20/502; письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.12.2017 № 3-1-15/5246)

Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков (руководство для пеадгогов, психологов и других специалистов учреждений образования, утвержденное заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь Р.А. Часнойть 10.04.2009 года)

Комплекс мер по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь на 2015-2019 годы, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Беларусь 07.04.2015

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 "Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования"

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82 "Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи"


Диагностический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)

Опросник "Предварительная оценка состояния психического здоровья"

МЕтодика самооценки школьных ситуаций, разработана по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревоги" О. Кондаша

Методика "Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина"

Шкала тревожности Р. Сирса

Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Шкала безнадежности (депрессии) А. Бека

Тест "Ваши суицидальные наклонности" (З. Королева)

Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)

"Опросник суицидального риска" (модификация Т.Н. Разуваевой)

Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан)

Патохарактерологический опросник (А.Е. Личко)

Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейга)

Опросник агрессивности Басса-Дарки

Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н. Собчик

Метод незаконченных предложений С.И. Подмазин

Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой

Советы для родителей по профилактике кризисных состояний у несовершеннолетних:

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние эмоциональные проблемы детей.

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти чью-то жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. «Что посеешь, то и пожнешь», - гласит народная мудрость.

Поэтому совет родителям прост и доступен:

«Любите своих детей, будьте искренне и честны в своем отношении к детям и к самим себе».

свернуть

Симптомы депрессивного состояния:

I.На физиологическом уровне:

  • Нарушение сна (сонливость или бессонница).
  • Расстройство аппетита (повышен или понижен).
  • Чувство усталости.
  • Значительное изменение массы тела.
  • Жалобы на конкретное недомогание или общее плохое физическое состояние при отсутствии видимых органических причин.

II.На мыслительном уровне:

  • Негативные ожидания (ощущение безнадежности).
  • Негативная самооценка («Я плохой»).
  • Мысли о самоубийстве.
  • Трудности с принятием решения.
  • Чрезмерная концентрация на самом себе.
  • Трудности с сосредоточенностью.

III.На поведенческом уровне:

  • Замедленная или невыразительная речь.
  • Приступы плача.
  • Агрессивные действия.
  • Психомоторное возбуждение или заторможенность.
  • Попытки самоубийства.
  • Попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и др.).
  • Поведение, противоречащее собственной системе ценностей.

IV.На эмоциональном уровне:

  • Плохое настроение, грусть.
  • Чрезмерное или неадекватное чувство вины.
  • Ощущение собственного бессилия.
  • Чувство собственной никчемности.
  • Потеря уважения к самому себе.
  • Утрата чувства юмора.
  • Одновременное проявление противоположных чувств.
  • Сосредоточенность на депрессивных ощущениях.
  • Отсутствие удовольствия от жизни.

V.На социальном уровне:

  • Самоизоляция.
  • Апатия, уход от общества.
  • Зависимость от других.
  • Склонность к самопожертвованию.
  • Позиция мученика.
  • Чрезмерная потребность в одобрении.
  • Чрезмерная критичность по отношению к другим.
  • Преувеличенное чувство ответственности за других.
свернуть