Статьи по теории и практике воспитания
- Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике
- Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования
- Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе
- Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий
- Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде
- Технологии воспитания: сущность и проектирование
Учебно-методическая литература
- Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017. — 200 с.
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социал. социал.-пед. учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 464 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 240 с.
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
Основные компоненты классного часа
Целевой - целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельностный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, совместной деятельности. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Это время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Следует отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет, содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности обучающихся, их нравственные представления, интересы и т. д.
Как сделать классный час увлекательным и интересным?
Рекомендации классному руководителю по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся
- Подхватывайте мысли учащегося и развивайте их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность.
- Усиливайте впечатлительность детей на новое в области их интересов (животные, техника, искусство и т.д.).
- Поощряйте оперирование предметами, материалами, идеями. Ребенок пытается практически решить поставленные задачи.
- Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
- Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
- Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения там, где имеется много способов.
- Культивируйте творческую атмосферу - учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли класс встречает с признанием, принимает их, использует.
- Учите детей ценить свои и чужие мысли.
- Предлагайте интересные случаи, факты, технические идеи.
- Стимулируйте и поддерживайте инициативу учащегося, самостоятельность. Предлагайте проекты, которые могут увлечь.
- Акцентируйте талантливых учеников на какой-либо действительной проблеме, чтобы она занимала их.
- Создавайте проблемные ситуации, требуйте альтернатив, прогнозирования воображения.
- Создавайте поочередно периоды творческой активности в школах. Наиболее гениальные решения приходят в такие фазы.
- Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
- Воздействуйте собственным примером.
Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования